По данным исследователей из Кембриджа, новый подход к лечению значительно повышает показатели выживаемости пациентов с агрессивным наследственным раком молочной железы.
В исследовании, в котором рак лечили химиотерапией с последующим применением таргетного противоракового препарата перед операцией, 100% пациентов пережили критический трехлетний период после операции.
Открытие, опубликованное сегодня в журнале Nature Communications, может стать наиболее эффективным на сегодняшний день методом лечения пациентов с раком молочной железы на ранней стадии с наследственными мутациями генов BRCA1 и BRCA2.
Рак молочной железы с дефектными копиями генов BRCA1 и BRCA2 трудно поддается лечению и привлек внимание общественности, когда в 2013 году актриса Анджелина Джоли, носительница BRCA1, перенесла профилактическую двойную мастэктомию.
Текущее стандартное лечение направлено на уменьшение опухоли с помощью химиотерапии и иммунотерапии , перед ее удалением хирургическим путем. Первые три года после операции являются критическим периодом, когда существует наибольший риск рецидива или смерти.
Испытание Partner использовало другой подход и продемонстрировало два новшества: добавление олапариба и химиотерапии перед операцией, а также преимущества тщательного выбора времени, когда пациенты получают лечение. Принимаемый в виде таблеток, олапариб является таргетным препаратом от рака, уже доступным в NHS.
В исследовании, проведенном под руководством больницы Адденбрука, входящей в трастовый фонд NHS Foundation Trust больниц Кембриджского университета (CUH), и Кембриджского университета, приняли участие пациенты из 23 учреждений NHS по всей Великобритании.
Результаты показывают, что 48-часовой «перерыв» между химиотерапией и олапарибом приводит к лучшим результатам, возможно, потому, что костный мозг пациента успевает восстановиться после химиотерапии, в то время как опухолевые клетки остаются восприимчивыми к целевому препарату.
Из 39 пациентов, получавших химиотерапию с последующим применением олапариба, только у одного пациента произошел рецидив через три года после операции, и 100% пациентов выжили.
Для сравнения, выживаемость в контрольной группе составила 88% через три года после операции. Из 45 пациентов в контрольной группе, которые получили только химиотерапию, у девяти пациентов случился рецидив, из которых шестеро умерли.
У 59-летней Джеки Ван Боховен из Южного Кембриджшира в феврале 2019 года диагностировали небольшую, но агрессивную опухоль. Она сказала: «Когда мне поставили диагноз, я была в полном шоке и оцепенении, я думала о своих детях, маме и сестре, у которых диагностировали рак груди . Я была очень обеспокоена.
«Шесть лет спустя я здоров и свободен от рака. Я вернулся на работу, наслаждаюсь жизнью и провожу время с семьей. Когда у тебя рак, я думаю, ты смотришь на жизнь по-другому, и каждый день — это бонус».
Полученные результаты потенциально могут быть применены к другим видам рака, вызванным дефектными копиями генов BRCA, например, к некоторым видам рака яичников, предстательной железы и поджелудочной железы.
Это также может сэкономить средства для Национальной службы здравоохранения, поскольку пациенты, которым в настоящее время предлагается олапариб, принимают препарат после операции в течение 12 месяцев, тогда как пациенты, участвующие в исследовании, принимали таблетки до операции в течение 12 недель.
Консультант и руководитель исследования Эдденбрука, профессор Джин Абрахам, сказал: « Редко бывает, чтобы в таком исследовании и для таких агрессивных типов рака наблюдался 100%-ный показатель выживаемости. Мы невероятно воодушевлены потенциалом этого нового подхода, поскольку крайне важно найти способ лечения и, по возможности, излечения пациентов, у которых диагностированы раковые заболевания, связанные с BRCA1 и BRCA2».
Профессор Абрахам, который также является профессором прецизионной медицины рака молочной железы в Кембриджском университете, рассказал, что апробация подхода с 48-часовым интервалом последовала за «случайным разговором» с Марком О'Коннором, главным научным сотрудником отдела исследований и разработок в области ранней онкологии в соседней компании AstraZeneca.
Марк О'Коннор добавил: «Исследование Partner подчеркивает важность раннего выявления и лечения рака, а также ценность инновационной науки в обосновании дизайна клинических испытаний, в данном случае с использованием стволовых клеток костного мозга для определения графика разрыва в комбинации. Хотя результаты необходимо подтвердить в более крупном исследовании, они невероятно интересны и имеют потенциал для преобразования результатов для групп пациентов, у которых есть неудовлетворенные клинические потребности».
Этот тип сотрудничества между NHS, академическими кругами и промышленностью отражает видение Кембриджской больницы по исследованию рака, специализированной больницы по исследованию рака, которая должна быть построена в ведущем европейском кампусе естественных наук, Кембриджском биомедицинском кампусе. Она объединит клинический опыт больницы Адденбрука с учеными мирового класса из Кембриджского университета, Центра исследований рака в Великобритании и отраслевых партнеров в одном месте для создания новых методов диагностики и лечения для обнаружения самых ранних признаков рака и предоставления персонализированной, точной медицины.
«Один из лучших способов победить рак как можно скорее — это более эффективное использование уже доступных нам методов лечения.
Хотя это исследование все еще находится на начальной стадии, оно является захватывающим открытием: добавление олапариба на тщательно рассчитанном этапе лечения может потенциально дать пациенткам с этим конкретным типом рака молочной железы больше времени для общения со своими близкими.
Подобные исследования могут помочь найти более безопасные и щадящие способы лечения некоторых видов рака. Необходимы дальнейшие исследования на большем количестве пациентов, чтобы подтвердить, является ли эта новая методика достаточно безопасной и эффективной, чтобы ее могла использовать NHS» - Мишель Митчелл, генеральный директор Cancer Research UK
Профессор Абрахам и его команда сейчас планируют следующую фазу исследования, в ходе которой будут предприняты попытки воспроизвести результаты в более крупном исследовании и подтвердить, что подход Partner обеспечивает менее токсичное лечение для пациентов, а также является более экономически эффективным по сравнению с текущим стандартом лечения.
Испытание Partner спонсировалось Кембриджским университетским госпиталем NHS Foundation Trust и Кембриджским университетом, финансировалось компаниями Cancer Research UK и AstraZeneca, а также поддерживалось Кембриджским биомедицинским исследовательским центром NIHR, Кембриджским центром Cancer Research UK и Благотворительным фондом Addenbrooke's Charitable Trust (ACT).
Источник: Кембриджский университет