UA
RU
Личный кабинет

Белок на завтрак подавляет аппетит, а клетчатка оказывает положительное воздействие на ЖКТ

В недавнем исследовании, опубликованном в Британском журнале питания, изучалось влияние состава завтрака в рамках низкокалорийной диеты для похудения, включающей обильный завтрак, на аппетит, энергетический баланс и показатели здоровья кишечника, связанные с микробиотой кишечника .

Всё больше данных свидетельствует о том, что помимо состава пищи, время приема пищи является решающим фактором для поддержания здорового веса. Одно исследование показало, что у тех, кто ест рано, наблюдалась значительно большая потеря веса, чем у тех, кто ест поздно. Утреннее потребление калорий связано с улучшенным контролем уровня глюкозы в крови и меньшим чувством голода по сравнению с вечерним приемом пищи.

Более обильный завтрак улучшает контроль аппетита, в то время как поздний прием пищи связан с накоплением жира и усилением чувства голода. Несмотря на рекомендации органов здравоохранения о важности завтрака для поддержания здорового веса, мало что известно о том, что люди едят по утрам. Более того, данные о том, почему и как время приема пищи, состав рациона и распределение калорий связаны с контролем аппетита, остаются ограниченными.

Рандомизированное перекрестное исследование и диетические вмешательства

В настоящем исследовании ученые оценили влияние двух низкокалорийных диет для снижения веса с одинаковым распределением калорий в большом завтраке, но различным макронутриентным составом на аппетит, энергетический баланс, состав кишечной микробиоты и метаболиты, а не на клинические показатели со стороны желудочно-кишечного тракта. В исследование были включены здоровые люди с избыточным весом или ожирением в возрасте от 18 до 75 лет. Команда использовала рандомизированный перекрестный протокол, включающий четырехдневную диету ad libitum, четырехдневную поддерживающую диету ( MT ) и 28-дневную диету с высоким содержанием клетчатки ( HFWL ) или высоким содержанием белка ( HPWL ), разделенные периодом вымывания; участники выступали в качестве собственных контрольных групп. Скорость основного обмена веществ ( RMR ) измерялась методом непрямой калориметрии во время скринингового визита.

Диета MT (15% белка, 55% углеводов и 30% жиров) применялась в количестве, в 1,5 раза превышающем основной обмен веществ, для поддержания массы тела. Диета WL применялась в количестве, равном 100% от основного обмена веществ, для достижения дефицита калорий. Участники исследования потребляли три приема пищи в день, получая 45%, 20% и 35% калорий утром, днем ​​и вечером соответственно, при этом обед разрешался в неограниченном количестве в пределах предоставленной нормы. Диета HFWL (50% углеводов, 15% белка и 35% жиров) представляла собой смесь нерастворимых и растворимых источников клетчатки, включая чечевицу, бобы фава, гречиху и пшеничные отруби.

Диета HPWL (30% белка, 35% углеводов и 35% жиров) включала рыбу, птицу, яйца, красное мясо и молочные продукты. Измерялись плотность тела, термогенный эффект пищи ( TEF ), окружность талии и бедер, основной обмен веществ (RMR), общее количество воды в организме ( TBW ), субъективная оценка аппетита и артериальное давление. Образцы крови отбирались в дни тестирования после ночного голодания. Масса тела измерялась три раза в неделю во время диеты WL. Глюкоза, липидный профиль и инсулин оценивались как метаболические биомаркеры, а не как клинические показатели заболевания.

Результаты анализов на инсулин и глюкозу использовались для расчета индекса гомеостатической оценки инсулинорезистентности ( HOMA-IR ) и функции β-клеток ( HOMA-β ), а также соотношения инсулина к глюкозе ( IGR ). Термогенный пищеводный сфинктер (ТПС) оценивался каждые 30 минут в течение 4 часов после завтрака. Аппетит оценивался с помощью визуальных аналоговых шкал. Общая масса тела (TBW) измерялась методом разведения дейтерия. Образцы кала собирались для анализа состава кишечной микробиоты.

Снижение веса, показатели метаболизма и расход энергии

В исследовании приняли участие 19 человек, двое из которых были женщинами, средний возраст которых составил 57,4 года, а индекс массы тела — 33,3 кг/м² , что указывает на преимущественно мужскую когорту и потенциально ограниченную применимость результатов к более широким популяциям. Потребление энергии существенно не различалось между двумя диетами с пониженным весом. Средний показатель снижения веса составил 4,87 кг при диете с высоким содержанием жиров и 3,87 кг при диете с высоким содержанием жиров. Обе диеты также значительно снизили жировую массу и безжировую массу тела ( БЖМТ ) по сравнению с диетой с умеренным содержанием жиров. Однако снижение БЖМТ было значительно больше после диеты с высоким содержанием жиров и углеводов.

Диета с высоким содержанием жиров и низким содержанием жира привела к уменьшению объема общей воды в организме по сравнению с диетой с умеренным содержанием жира, в то время как после диеты с высоким содержанием жиров и низким содержанием жира различий не наблюдалось. Окружность бедер и талии, а также соотношение талии и бедер значительно уменьшились после обеих диет с низким содержанием жира по сравнению с диетой с умеренным содержанием жира. Прием пищи с высоким содержанием жиров и низким содержанием жира поддерживал чувство сытости, тогда как прием пищи с высоким содержанием жиров и низким содержанием жира снижал чувство сытости после еды. После обеих диет с низким содержанием жира наблюдалось значительное снижение основного обмена веществ по сравнению с диетой с умеренным содержанием жира.

Показатель TEF был значительно ниже при диете HFWL, чем при диетах HPWL и MT. Обе диеты с низким содержанием жиров привели к значительному снижению уровня липидов по сравнению с исходным уровнем, при этом различий между диетами HPWL и HFWL не наблюдалось. Уровни глюкозы натощак и после приема пищи были на 10,2% и 10% ниже после диеты HFWL и на 8,4% и 6,9% ниже после диеты HPWL по сравнению с диетой MT, соответственно. Уровни инсулина натощак, HOMA-IR и IGR были значительно ниже после обеих диет с низким содержанием жиров по сравнению с диетой MT.

Между тем, индекс HOMA-β значительно снизился после диеты HPWL по сравнению с диетой MT, тогда как после диеты HFWL различий не наблюдалось. Хотя общая бактериальная нагрузка в образцах фекалий существенно не различалась между диетами WL, α-разнообразие было ниже при диете HPWL по сравнению с диетой HFWL. Кроме того, наблюдались значительные различия в составе микробиоты между диетами WL, хотя индивидуальные различия оставались основным фактором, определяющим профили микробиоты, и влияние диеты объясняло лишь часть наблюдаемой изменчивости.

Различия между микробиотой кишечника и короткоцепочечными жирными кислотами

Бактерии, продуцирующие бутират, такие как Anaerostipes hadrus , Roseburia faecis и Faecalibacterium prausnitzii , были связаны с диетой с высоким содержанием жиров и жира (HFWL). На уровне рода Streptococcus был связан с диетой с высоким содержанием жиров и жира (HPWL), а Bifidobacterium, Faecalibacterium и Roseburia — с диетой HFWL. Кроме того, общее содержание короткоцепочечных жирных кислот ( КЖК ) и основных фекальных КЖК, таких как ацетат, бутират и пропионат, было значительно ниже при диете HPWL по сравнению с диетой HFWL.

Интерпретация и последствия для долгосрочного соблюдения нормативных требований

В совокупности полученные результаты указывают на то, что при режиме питания с ограничением калорий и обильными завтраками состав завтрака является важным фактором улучшения показателей снижения веса и биомаркеров метаболического здоровья в течение короткого периода исследования. Хотя обе диеты с ограничением калорий привели к значительному снижению массы тела, они оказали различное воздействие на кишечную микробиоту и аппетит. В частности, диета с высоким содержанием жиров и углеводов привела к большему насыщению и может быть полезна для долгосрочного соблюдения диеты. В отличие от этого, диета с высоким содержанием жиров и углеводов обеспечила лучший профиль микробиоты и может способствовать долгосрочному здоровью кишечника, что отражается в микробном составе и производстве короткоцепочечных жирных кислот, а не в прямых клинических результатах, связанных со здоровьем кишечника. Однако для подтверждения устойчивых эффектов необходимы более длительные исследования.

20 февраля
Последние новости
Made by Bernhard Wilson with
and coffee.