Болезнь Альцгеймера (БА) диагностируется нейропатологически по наличию бляшек бета-амилоида (Aβ) и нейрофибриллярных клубков тау. Бляшки Aβ накапливаются за 10–30 лет до начала деменции и способствуют распространению патологии тау по всему мозгу. Хотя точный механизм, связывающий распространение Aβ и тау, неясен, он, вероятно, включает повышенное фосфорилирование тау. Патология тау распространяется стереотипным образом, потенциально по четырем различным траекториям, каждая из которых связана с различными клиническими исходами.
Современные методы диагностики болезни Альцгеймера
Современные методы диагностики БА включают визуализацию и биомаркеры спинномозговой жидкости (СМЖ). Сканирование ПЭТ Aβ и уровни Aβ в СМЖ используются для обнаружения бляшек Aβ, а сканирование ПЭТ тау, особенно с меткой флортауципир, для обнаружения клубков тау. Что касается биомаркеров СМЖ, уровни Aβ42 и фосфорилированного тау (p-tau) имеют решающее значение для диагностики БА, при этом p-tau217 показывает сильную корреляцию с клубками тау и бляшками Aβ.
Маркеры нейродегенерации, такие как объем гиппокампа, полученный при МРТ-сканировании, и маркеры СМЖ, такие как общий тау (t-tau) и свет нейрофиламентов (NfL), дают представление о прогрессировании заболевания. NfL, в частности, отражает текущую нейродегенерацию и коррелирует с тяжестью заболевания. Хотя эти биомаркеры помогают направлять диагностику и прогнозирование, их использование в основном остается в специализированных учреждениях, а биомаркеры на основе крови для болезни Альцгеймера становятся потенциальными факторами, меняющими правила игры для более доступной и экономически эффективной диагностики как в клинической практике, так и в исследованиях.
Появление биомаркеров на основе крови
Биомаркеры на основе крови (BBM) становятся ценными инструментами для диагностики и мониторинга болезни Альцгеймера и связанных с ней расстройств. Соотношения Aβ42/Aβ40 в плазме коррелируют с бляшками Aβ в мозге, хотя эффективность анализа значительно различается. Анализы на основе масс-спектрометрии демонстрируют более высокую точность по сравнению с иммуноанализами, которые работают менее надежно. Включение генотипа APOE в модели прогнозирования повышает точность примерно на 10 процентов.
Высокочувствительные плазменные анализы на изоформы p-tau, такие как p-tau181, p-tau217 и p-tau231, надежно выявляют патологию AD. Среди них p-tau217 показывает самую сильную корреляцию между уровнями в плазме и спинномозговой жидкости и лучшую диагностическую эффективность. Плазменный p-tau231 кажется чувствительным к раннему накоплению бляшек Aβ, в то время как p-tau181 и p-tau217 связаны как с бляшками Aβ, так и с клубками тау, причем p-tau217 показывает более сильные ассоциации.
NfL отражает активную нейродегенерацию при нейродегенеративных заболеваниях, включая болезнь Альцгеймера, хотя его размер эффекта меньше в плазме, чем в спинномозговой жидкости. Уровни глиального фибриллярного кислого белка (GFAP), указывающие на реактивные астроциты, увеличиваются при ранней патологии Aβ и могут предсказывать снижение когнитивных способностей и переход в деменцию при болезни Альцгеймера. GFAP также повышается при других нейродегенеративных заболеваниях, что подчеркивает его широкую полезность.
Биомаркеры на основе крови для раннего выявления болезни Альцгеймера
BBM доказали свою эффективность в выявлении патологии, связанной с БА, даже у людей без когнитивных нарушений и у людей с субъективным снижением когнитивных способностей. Высокопроизводительные анализы плазмы на p-tau181, p-tau217, p-tau231, Aβ42/Aβ40 и GFAP могут выявлять ранние изменения мозга при БА, при этом p-tau231 и Aβ42/Aβ40 особенно подходят для выявления самых ранних стадий амилоидной патологии.
Объединение плазменного p-tau и Aβ42/Aβ40 повышает точность диагностики на этих ранних стадиях, где анализы Aβ42/Aβ40 могут играть более заметную роль, чем при позднем прогрессировании заболевания. Хотя в настоящее время существует ограниченный клинический спрос на диагностику AD у когнитивно нормальных людей, это может измениться с потенциальным одобрением антиамилоидной терапии (например, леканемаб, донанемаб) в ближайшие годы. BBM также могут быть полезны для людей с субъективным когнитивным снижением, чьи результаты когнитивных тестов нормальны, но у которых наблюдается постепенное когнитивное ухудшение, аналогично их использованию у пациентов с легкими когнитивными нарушениями.
Проблемы и будущие направления в диагностике болезни Альцгеймера
Большинство пациентов с когнитивными симптомами лечатся в первичной медицинской помощи, где точная диагностика AD затруднена из-за отсутствия доступных и экономически эффективных диагностических инструментов. В настоящее время от 50 до 70 процентов пациентов с когнитивными нарушениями остаются нераспознанными или неправильно диагностируются, особенно на ранних стадиях, таких как субъективное когнитивное снижение (SCD) или легкое когнитивное нарушение (MCI). Это приводит к недостаточной диагностической ясности, неоптимальным стратегиям лечения и ненужным исследованиям.
AD BBM обещают улучшить диагностические и прогностические возможности в первичной медицинской помощи, поскольку визуализация спинномозговой жидкости и ПЭТ нецелесообразна в этой обстановке. Текущие перспективные исследования направлены на проверку использования AD BBM путем оценки их влияния на диагностику, лечение и прогнозирование деменции AD у лиц без деменции. Одобрение регулирующих органов и широкое внедрение BBM в первичной медицинской помощи зависят от таких исследований. После проверки образовательные ресурсы будут иметь важное значение для руководства врачами первичной медицинской помощи в надлежащем использовании, интерпретации и применении результатов BBM, разработанных совместно с экспертами по деменции и представителями пациентов.
Будущее лечения и диагностики болезни Альцгеймера
Ландшафт управления AD претерпевает преобразующий сдвиг. AD все чаще рассматривается как хроническое заболевание с достижениями в ранней диагностике, лечении, модифицирующем болезнь, стратегиях снижения риска и улучшенной координации ухода. Диагностические инструменты значительно эволюционировали, начиная с тестов спинномозговой жидкости и ПЭТ-визуализации, и теперь включают надежные плазменные биомаркеры, такие как p-tau217 и соотношения Aβ42/Aβ40, которые хорошо коррелируют с установленными маркерами патологии AD.. =