В недавнем исследовании, опубликованном в The American Journal of Clinical Nutrition , исследователи изучили связь между потреблением флавоноидов и богатых флавоноидами продуктов и нездоровым старением. Старение происходит из-за накопления клеточных и молекулярных повреждений, что приводит к постепенному снижению умственных и физических возможностей, повышенной восприимчивости к болезням и в конечном итоге смерти. Несмотря на увеличение продолжительности жизни, доля дополнительных лет, проведенных в хорошем здоровье, остается постоянной.
Примечательно, что питание является важным фактором, определяющим здоровье в процессе старения. Флавоноиды — это биоактивные соединения в растительных продуктах, привлекающие внимание своим влиянием на здоровое старение. Предыдущие исследования связывали более высокое потребление флавоноидов с повышением шансов на здоровое старение и замедлением биологических процессов старения. Флавоноиды в изобилии содержатся в яблоках, чае, ягодах, цитрусовых, темном шоколаде и красном вине и обладают свойствами снижения окислительного стресса, противовоспалительными и нейропротекторными свойствами.
Об исследовании
Скрытые преимущества чая: в то время как черника и красное вино были в центре внимания СМИ, употребление чая продемонстрировало устойчивую связь со снижением рисков по всем трем показателям старения, даже если его употреблять всего 3–5 раз в неделю.
В настоящем исследовании ученые изучили связи между потреблением флавоноидов и богатых флавоноидами продуктов и показателями здорового старения. Они использовали данные из Исследования медицинских работников (HPFS) и Исследования здоровья медсестер (NHS). Участники этих когорт заполняли анкеты по истории болезни и образу жизни на исходном уровне и каждые последующие два года.
Участники с отсутствующими данными о воздействии диеты и те, у кого было экстремальное потребление энергии, были исключены. Кроме того, опросники по частоте приема пищи (FFQ) заполнялись на исходном уровне и каждые последующие четыре года. Частота приема продуктов, богатых флавоноидами, регистрировалась как порции в день, неделю или месяц.
Как изменения в потреблении, так и обновляемые по времени показатели потребления флаводиет-балла (FDS) и его компонентов были рассчитаны на основе FFQ. FDS, совокупное потребление основных продуктов и напитков, богатых флавоноидами (в частности, чая, яблок, апельсинов, грейпфрутов, черники, клубники и красного вина), было разработано как составная мера, которая охватывает общую приверженность диете, богатой продуктами, содержащими флавоноиды, обеспечивая более целостную перспективу и облегчая перевод в общественное здравоохранение. Кроме того, обновляемые по времени показатели потребления общих флавоноидов и подклассов флавоноидов были рассчитаны на основе FFQ. Результатами исследования стали слабость, плохое психическое здоровье и физические нарушения.
Участники заполняли краткий опросник о состоянии здоровья (SF-36) каждые четыре года. Дряхлость оценивалась по SF-36 и определялась как наличие как минимум трех из следующих признаков: усталость, слабая сила, сниженная аэробная способность, наличие пяти или более хронических заболеваний и потеря веса не менее 5%. Аналогичным образом, 100-балльная оценка физической функции рассчитывалась на основе ответов на 10 вопросов SF-36; оценка ниже 80 указывала на физическое нарушение.
Психическое здоровье оценивалось с использованием пяти вопросов SF-36 (MF-5), шкалы депрессии 10 Центра эпидемиологических исследований в NHS и 15 вопросов гериатрической шкалы депрессии 15 в NHS и HPFS. Плохое психическое здоровье определялось как балл MF-5 52 или ниже, балл CES-D 10 10 или выше или балл GDS-15 6 или выше. Модели пропорциональных рисков Кокса оценивали связи с инцидентной дряхлостью, плохим психическим здоровьем и физическими нарушениями.
Выводы
Изменения образа жизни имели значение: сокращение потребления продуктов, богатых флавоноидами, на 7 и более порций в неделю повысило риск слабости у женщин на 18%, что свидетельствует о том, что поддержание пищевых привычек так же важно, как и их улучшение.
Исследование включало 62 743 женщин из NHS и 23 687 мужчин из HPFS. Все участники были в возрасте 60 лет и старше. В NHS было зарегистрировано 11 369, 8 944 и 22 419 случаев немощи, плохого психического здоровья и физических нарушений соответственно за 24 года наблюдения. В HPFS было зарегистрировано 1 957 случаев немощи, 4 165 случаев физических нарушений и 1 669 случаев плохого психического здоровья за 12 лет наблюдения.
В NHS самые высокие FDS были связаны с 15%-ным снижением риска слабости и 12%-ным снижением риска плохого психического здоровья и физических нарушений. Самые высокие уровни потребления общих флавоноидов были связаны с 11%-ным снижением риска плохого психического здоровья и физических нарушений и 14%-ным снижением риска слабости. Самые высокие уровни потребления яблок, красного вина, чая, апельсинов/апельсинового сока и черники были связаны с 11%-ным снижением риска слабости, чем самые низкие уровни потребления.
Наибольшее потребление яблок, черники, красного вина, апельсинов/апельсинового сока и клубники было связано с уменьшением риска физических нарушений на 4–14% по сравнению с наименьшим потреблением. Аналогично, наибольшее потребление клубники, яблок, грейпфрута/грейпфрутового сока и апельсинов/апельсинового сока было связано с уменьшением риска плохого психического здоровья на 10–15% по сравнению с наименьшим потреблением.
В HPFS ассоциаций было меньше. Умеренное (квинтиль 4) потребление общих флавоноидов было связано с 12%-ным снижением риска нарушения физических функций, хотя потребление с наивысшим баллом флаводиета было связано с 18%-ным снижением риска плохого психического здоровья. Кроме того, умеренное потребление красного вина (квартиль 3) и наивысшее потребление черники и чая были связаны с 29%, 15% и 14%-ным снижением риска плохого психического здоровья соответственно.
Напротив, потребление любого из отдельных продуктов и напитков, богатых флавоноидами, не было связано ни с дряхлостью, ни с физическими нарушениями или дряхлостью в HPFS. Самое высокое потребление каждого из подклассов флавоноидов было связано с 9%–17% более низким риском дряхлости, 8%–14% более низким риском нарушения физических функций и 8%–23% более низким риском плохого психического здоровья (за исключением мономеров флаван-3-ола, которые не были связаны с плохим психическим здоровьем) в NHS. Соответственно, меньше ассоциаций наблюдалось в HPFS; Умеренное (квинтиль 4) потребление полимеров флаван-3-ола было связано с уменьшением риска развития нарушений физических функций на 12%, в то время как умеренное (квинтиль 3 или 4) потребление флавонолов, полимеров флаван-3-ола и флавонов и высокое (квинтиль 5) потребление антоцианов было связано с уменьшением риска плохого психического здоровья на 16–25%.
FDS, которые уменьшились на семь или более порций в неделю, были связаны с 7% и 18% более высоким риском физического ухудшения и слабости в NHS, соответственно, и 60% более высоким риском плохого психического здоровья в HPFS, по сравнению с неизменными показателями. Кроме того, увеличение FDS на три порции в день было связано с 8%, 7% и 11% более низким риском плохого психического здоровья, физического ухудшения и слабости, соответственно, в NHS, и 15% более низким риском плохого психического здоровья в HPFS.
Выводы
Не все подклассы одинаковы: мономеры флаван-3-ола (содержащиеся в чае) не имеют связи с психическим здоровьем, в то время как антоцианы (ягоды) и флаваноны (цитрусовые) оказывают широкий защитный эффект.
В целом, было обнаружено, что привычно высокие и растущие FDS связаны с умеренным снижением рисков слабости, плохого психического здоровья и физических нарушений в NHS. Более высокое потребление красного вина, чая, апельсинов/апельсинового сока и черники также, как правило, было связано с более низким риском этих результатов. Однако в HPFS было меньше ассоциаций. В статье предполагается, что это может быть связано с такими факторами, как сравнительно более короткое время наблюдения за мужчинами, что приводит к меньшему количеству событий и снижению статистической мощности, или различиями в факторах образа жизни, таких как распространенность курения, что указывает на необходимость дальнейших исследований для лучшего понимания того, могут ли быть потенциальные половые различия в диетических факторах риска для здоровья при старении.
Авторы также признают ряд ограничений, включая зависимость от данных, предоставленных самими участниками, что может привести к неправильной классификации, потенциальные остаточные или неизмеренные факторы, затрудняющие выделение эффектов флавоноидов из других компонентов пищи, а также то, что в исследовании принимали участие преимущественно белые люди, что может ограничить возможность обобщения результатов на другие группы.
В целом, результаты показывают, что высокое потребление продуктов, богатых флавоноидами, может поддерживать здоровое старение. С точки зрения общественного здравоохранения, наблюдение, что скромное и достижимое увеличение, например, три дополнительных порции в день продуктов, богатых флавоноидами, было связано с заметно более низкими рисками этих неблагоприятных последствий старения у женщин (и плохого психического здоровья у мужчин), подчеркивает потенциал простых изменений в рационе питания для более здоровой продолжительности жизни.