UA
RU
Личный кабинет

Исследование показало: здоровое питание увеличивает продолжительность жизни независимо от генов долголетия

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Science Advances , ученые изучили влияние соблюдения пяти установленных здоровых моделей питания на продолжительность жизни и смертность, исследуя, различаются ли эти взаимосвязи в зависимости от генетической предрасположенности к долголетию, а не от предрасположенности к более короткой продолжительности жизни. Более строгое соблюдение всех пяти моделей питания было связано с более низкой смертностью и большей продолжительностью жизни. Эти преимущества были связаны с соблюдением диеты независимо от генетической предрасположенности к долголетию.

Несмотря на десятилетия улучшений, рост продолжительности жизни начал замедляться, что подчеркивает необходимость эффективных стратегий по снижению преждевременной смертности. Неправильное питание является одной из ведущих причин смерти в мире, поэтому изменение рациона питания является экономически эффективным и масштабируемым методом вмешательства.

Вместо того чтобы сосредотачиваться на отдельных питательных веществах, современные исследования делают акцент на общих моделях питания, которые лучше отражают антагонистические или синергические эффекты между продуктами. Некоторые априорные диетические индексы, такие как диета для снижения риска диабета ( DDRD ), альтернативная средиземноморская диета ( AMED ), альтернативный индекс здорового питания-2010 ( AHEI-2010 ), диетические подходы к предотвращению гипертонии ( DASH ) и индекс здорового растительного питания ( hPDI ), были связаны с более низким риском смертности и развития множества хронических заболеваний.

Однако сравнительно немногие анализы перевели эти взаимосвязи в абсолютные показатели, такие как ожидаемая продолжительность жизни, которые более актуальны для информирования общественности о вопросах здравоохранения и принятия политических решений, чем оценки относительного риска. Кроме того, генетические факторы влияют на продолжительность жизни, и появляются данные, свидетельствующие о взаимодействии между генетической предрасположенностью и факторами образа жизни, включая питание. Тем не менее, совокупное влияние качества питания и генетической предрасположенности к долголетию на ожидаемую продолжительность жизни остается неясным.

Когортное исследование UK Biobank, диетические показатели и генетический анализ

В этом проспективном когортном исследовании использовались данные из Британского биобанка , в рамках которого в период с 2006 по 2010 год было набрано более 500 000 взрослых в возрасте 40–69 лет по всей территории Соединенного Королевства. Оценка потребления пищи проводилась с использованием валидированного опросника 24-часового опроса, заполняемого до пяти раз в период с 2009 по 2012 год. В исследование были включены участники, прошедшие как минимум две оценки потребления пищи и не имевшие на исходном этапе сердечно-сосудистых заболеваний или рака (n = 103 649). Участники с неправдоподобными данными о потреблении энергии были исключены.

Были рассчитаны пять показателей пищевого поведения: AHEI-2010, AMED, hPDI, DASH и DRRD, с использованием предопределенных систем оценки, отражающих приверженность принципам здорового питания. Использовалось среднее потребление за все периоды оценки. В качестве ковариат были включены демографические факторы, социально-экономический статус, курение, физическая активность, индекс массы тела ( ИМТ ), потребление энергии, потребление алкоголя (с дополнительной поправкой на алкоголь, примененной специально к показателям пищевого поведения, не включающим компоненты алкоголя), а также исходные хронические заболевания.

Данные о смертности были получены из национальных реестров по ноябрь 2022 года. Модели пропорциональных рисков Кокса позволили оценить коэффициенты риска ( HR ) для общей смертности и смертности от конкретных причин в зависимости от квинтилей показателей питания. Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 45 лет оценивалась с использованием методов таблиц смертности, которые интегрировали показатели смертности населения Великобритании и скорректированные коэффициенты риска; эти оценки были получены на основе модели, а не непосредственно наблюдались различия в выживаемости. Для оценки взаимодействия генов и питания использовался полигенный показатель риска ( PRS ) для долголетия. Для проверки устойчивости результатов при различных допущениях и в разных подгруппах был проведен анализ чувствительности.

Снижение риска смертности и увеличение абсолютной ожидаемой продолжительности жизни

За медианный период наблюдения в 10,6 лет, составивший 1 094 467 человеко-лет, произошло 4314 смертей. Более высокая приверженность всем пяти диетическим моделям коррелировала с более низкой общей смертностью после многофакторной корректировки. При сравнении самого высокого и самого низкого квинтилей скорректированные коэффициенты риска варьировались от 0,76 (DDRD) до 0,82 (hPDI), что указывает на снижение риска смерти на 18–24%. Значимые обратные ассоциации также наблюдались для нескольких специфических исходов, особенно для рака, респираторных заболеваний и смертности от других причин.

Анализ ожидаемой продолжительности жизни показал значимые абсолютные различия. В возрасте 45 лет мужчины, входящие в самый высокий квинтиль, по сравнению с мужчинами, входящими в самый низкий квинтиль, получили прибавку в 1,9–3,0 года жизни, в то время как женщины — в 1,5–2,3 года. Наибольшая прибавка для мужчин наблюдалась при DDRD, тогда как AMED показала наибольшую прибавку для женщин.

Более высокий показатель PRS, отражающий продолжительность жизни, был независимо связан с более низкой смертностью: на 15% ниже риск в самом высоком тертиле по сравнению с самым низким. Совместный анализ показал, что у людей с высоким показателем PRS и высокими показателями питания была наибольшая ожидаемая продолжительность жизни. Однако для большинства показателей питания не было обнаружено значимых аддитивных или мультипликативных взаимодействий, что предполагает, что здоровые модели питания связаны с преимуществами в выживаемости независимо от генетической предрасположенности. Исключением был показатель DDRD, который показал более сильную обратную связь со смертностью среди людей с более низким показателем PRS, отражающим продолжительность жизни. Анализ чувствительности подтвердил надежность результатов при множественных корректировках и ограничениях.

Последствия для общественного здравоохранения и ограничения исследования

Это крупное проспективное исследование продемонстрировало, что более строгое соблюдение пяти здоровых моделей питания неизменно связано со снижением смертности и увеличением продолжительности жизни, независимо от генетической предрасположенности к долголетию. Абсолютное увеличение продолжительности жизни до трех дополнительных лет к 45 годам подчеркивает важность поддержания высокого качества питания для общественного здравоохранения. Модель DDRD показала несколько более сильные ассоциации, хотя в исследовании не проверялись напрямую биологические механизмы, а предложенные объяснения, такие как улучшение гликемического контроля, остаются предположительными.

К преимуществам относятся большой размер выборки, многократные оценки рациона питания, всесторонняя корректировка на вмешивающие факторы, интеграция генетических данных и использование методов таблиц продолжительности жизни для оценки абсолютных различий в ожидаемой продолжительности жизни. Однако к ограничениям относятся зависимость от 24-часовых опросов о питании, потенциальное остаточное влияние вмешивающихся факторов, ограниченное этническое разнообразие в генетическом анализе и возможное завышение генетических эффектов из-за перекрытия выборок. Изменения в рационе питания с течением времени не были полностью учтены. Кроме того, участники UK Biobank могут не в полной мере представлять общую популяцию, что может повлиять на обобщаемость результатов.

В заключение, приверженность устоявшимся здоровым моделям питания связана с увеличением продолжительности жизни, независимо от генетической предрасположенности к долголетию. Эти результаты подтверждают рекомендации в области общественного здравоохранения, пропагандирующие высококачественное питание как гибкую и доступную стратегию продления жизни, при этом признавая, что наблюдательные исследования не могут установить причинно-следственную связь и должны интерпретироваться соответствующим образом.

20 февраля
Последние новости
Made by Bernhard Wilson with
and coffee.